402

Религиозные конфессии поддерживают общенациональный проект

Общенациональный проект «Зеленое пространство», выдвинутый Президентом Республики Узбекистан, активно под­держивается широкой общественнос­тью. Так, представители религиозных конфессий, действующих в Узбекиста­не, также выступили с заявлением в его поддержку.

В нем, в частности, говорится о том, что испокон веков Узбекистан являет­ся священной землей, родиной для всех людей независимо от расы, националь­ности, языка, религии, социального происхождения и убеждений. Во всех религиях, существующих в этой стра­не, защита окружающей среды и при­роды считается священным долгом.

В частности, в «Авесте» утверждает­ся, что тот, кто сеет семя, — сеет бла­гочестие. Благодаря этой практике он питает свою веру. Это эквивалентно прочтению молитвы десять тысяч раз. Также утверждается, что дети с ран­них лет должны учиться сажать дере­вья, создавать домашнюю утварь, воз­делывать землю, разводить скот.

Сегодняшний бурный рост населения Земли, быстрое развитие промышлен­ности и техники, нерациональное ис­пользование полезных ископаемых, водных ресурсов, лесов, морей и оке­анов, войны, которые ведет человече­ство, и создание оружия массового по­ражения привели к плачевному состоя­нию природы и изменению климата.

Следует отметить, что во всех рели­гиях особое внимание уделяется сохра­нению дарованных Творцом благ, не на­вредить им, не нарушать равновесие и гармонию в природе.

Наши предки уделяли большое вни­мание поддержанию чистоты дома и его окрестностей. Они знали, что са­жать деревья и создавать сады — это благое дело. Они считали разумное использование дарованных Богом при­родных ресурсов человеческим долгом.

Например, в исламе человеку запо­ведано защищать природу, пользовать­ся дарами Аллаха исключительно в благих целях и не использовать во имя зла. В Коране сказано: «Воистину, Мы сотворили все по мере», «И не рас­пространяйте зла на земле после ее преобразования…». В хадисе переда­ется, что человек должен посадить са­женец, даже если он знает, что насту­пает Судный день.

Библия, священный источник христи­анства, утверждает, что человек — цве­ток божественного творения и несет от­ветственность за других существ. В ней сказано: «И сказал Бог: сотворим че­ловека по образу Нашему [и] по по­добию Нашему, и да владычеству­ют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверя­ми,] и над скотом, и над всею зем­лею, и над всеми гадами, пресмы­кающимися по земле». Одновремен­но осуждается уничтожение благ и разрушительство: «И Я ввел вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами ее и добром ее; а вы во­шли и осквернили землю Мою, и до­стояние Мое сделали мерзостью».

В учении же иудаизма принцип «не­разрушения» запрещает жестокость по отношению к природе и всем живым существам. В Торе упоминается: «Если долгое время будешь держать в осаде (какой-нибудь) город, чтобы завоевать его и взять его, то не пор­ти дерев его, от которых можно пи­таться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не ­чело­век, чтобы могло уйти от тебя в укрепление».

Первая заповедь буддийского мо­рального кодекса «Панча шила» (пять священных заповедей) гласит «не при­чинять вреда людям и другим суще­ствам (животным, растениям)». А в индуизме защита природы и осуждение нанесения вреда любому живому суще­ству отражаются в доктрине «Ахимсы». В учении бахаи утверждается, что в каждой сотворенной вещи мы видим от­ражение одного из качеств и свойств Бога: «Природа — есть Воля Божия и ее выражение в обусловленном мире и посредством него».

В целом все религии воплощали в себе учения о человеке, бытии и его отношениях со своим Творцом. Религиозные учения пробуждают чувство от­ветственности, которое предполагает укрепление связи человека и приро­ды, созерцание безграничной силы Творца, наслаждение красотами бытия, сохранение окружающей среды.

Человек является неотъемлемой ча­стью бытия и занимает особое место среди других существ. А природа — это уникальный источник энергии, ко­торый служит интересам человека. Ис­ходя из данного взаимоотношения меж­ду человеком и природой угроза для любого живого существа рассматрива­ется как фактор, мешающий человеку вести благополучную и здоровую жизнь.

В последние годы в Узбекистане уде­ляется особое внимание охране окру­жающей среды, главным инициатором которого является лично Президент Шавкат Мирзиёев. В частности, в на­чале февраля текущего года главой го­сударства было объявлено о начале ре­ализации общенационального про­екта «Зеленое пространство», в рам­ках которого планируется ежегодно сажать 200 миллионов саженцев и ку­стов, следовательно, увеличить зеле­ные зоны в городах с текущих восьми до 30 процентов. Также в рамках про­екта подразумевается совершенствова­ние работ по формированию у населе­ния экологической культуры.

Достижение данных благих целей требует объединения сил от всех граж­дан, невзирая на религию и убеждения. Исходя из этого мы, лидеры ре­лигиозных конфессий, живущие в Узбекистане, единодушно призыва­ем всех верующих к:

  • охране природы Узбекистана, спо­собствованию чистоте наших домов, улиц, кварталов, сел и городов;
  • поддержанию инициатив по бла­гоустройству и озеленению в рамках объявленного главой государства об­щенационального проекта «Зеленое пространство»;
  • воздержанию от выбросов в ат­мосферу вредных веществ, недопуще­нию загрязнения водоемов;
  • экономному использованию питье­вой воды, природного газа и электро­энергии;
  • мудрому использованию благ, со­зданных Богом, чтобы будущее поко­ление унаследовало от нас процвета­ющие долины, кристальные водоемы и чистое небо.

Узбекистан — наш общий дом. По­этому давайте все будем едины на пути его процветания, развития и благопо­лучия! Давайте возьмемся за руки и станем активными участниками обще­национального проекта «Зеленое пространство»!

Источник: газета «Народное слово».

11 марта 2022 года, № 51 (8075)

 

Izoh qoldirish