ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ГАРАНТИИ СВОБОДЫ СОВЕСТИ, МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Аннотация: Ушбу мақолада Ўзбекистон Республикасининг виждон эркинлиги ва диний эътиқод масаласидаги давлат сиёсати, мамлакат Конституция ва бошқа қонунларида виждон эркинлигининг кафолатлари, давлатнинг динлар ва конфессиялараро мулоқотни олиб боришга яратиб берган шарт-шароитлари, Ўзбекистон қонунларида прозелитизм ва миссионерликка йўл қўйилмаслиги масалалари ёритиб берилган. Шунингдек, диний ташкилотлар ва фуқаролик жамияти бошқа институтларининг ўрни ва ролини аниқлашда давлатнинг вазифаларини аниқлаштириш лозимлиги таклифи берилган.
Калит сўзлар: Виждон эркинлиги, диний ташкилот, конфессиялараро, диний бағрикенглик, прозелитизм, миссионерлик, эътиқод.
Аннотация: В данной статье рассматриваются государственная политика Республики Узбекистан в отношении свободы совести и вероисповедания, гарантии свободы совести в Конституции и других законах страны, условия, созданные государством для ведения межконфессионального и межконфессионального диалога, а также в законах Узбекистана, запрещающих прозелитизм и миссионерство. Предполагается также, что необходимо уточнить функции государства в определении роли и роли религиозных организаций и других институтов гражданского общества.
Ключевые слова: Свобода совести, религиозная организация, межконфессиональность, религиозная терпимость, прозелитизм, миссионерство, вера.
Annotation: This article discusses the state policy of the Republic of Uzbekistan on freedom of conscience and religious beliefs, the guarantee of freedom of conscience in the laws and the Constitution of the Republic, the conditions created by the state for interfaith and interfaith communications, the prohibition of proselytism and missionary work. And also measures have been proposed to educate young people: how to protect against fanaticism, extremism, proletism and missionary work; determining the role of the state in determining the role of civil society and religious organizations.
Keywords: freedom of conscience, religious organization, interfaith, religious tolerance, proselytism, missionary work, faith.
Провозглашая государственную независимость, Республика Узбекистан уже в Преамбуле Конституции заявила о приверженности идеям прав человека и суверенитета страны, а также, опираясь на исторический опыт развития узбекской государственности, признавая приоритет общепризнанных норм международного права, предусматривая задачу создания гуманного демократического правового государства, поставила перед собой цель обеспечения гражданского мира и национального согласия.
Следуя этому принципу, за прошедший период в стране было принято много законов и подзаконных актов. Государство проводило политику, направленную на защиту прав и свобод граждан. Была проделана значительная работа по сохранению межрелигиозной и межконфессиональной гармонии, повышению правосознания и правовой культуры в обществе. Как итог в нашей стране царит мир и стабильность.
Тем не менее, государство, провозглашающее и закрепляющее в законе основы свободы слова и совести, должно учитывать возможность возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов в результате злоупотреблений, нарушений установленных правил со стороны определенной части верующих – представителей различных религий и заблаговременно принимать меры по их предупреждению. Духовное единство народа Узбекистана – это одно из необходимых условий политического, социального и экономического развития страны, укрепления независимости, объединения народа на пути к процветанию и прогрессу.
На протяжении всей истории человечество не только сформировало отношение к религии и религиозным организациям, но и создало своеобразный баланс межконфессионального диалога. В истории человечества накоплен образцовый опыт воспитания любви человека к своей семье, окружающим, своей Родине, трудолюбия, соблюдения норм закона, патриотизма, представителя религий и религиозных ценностей, развивающего культуру межнационального и межконфессионального диалога, способного внести вклад в развитие нравственного и этического развития личности.
С развитием информационных и коммуникационных технологий в современном узбекском обществе, где улучшается инвестиционный климат, привлекающий инвесторов со всего мира, с расширением атмосферы межконфессионального диалога, также возникает ряд угроз. В этом процессе жизненно важной задачей становится осознание себя, сохранение межнационального согласия, обеспечение гармонии национальных и общечеловеческих ценностей, а также дальнейшая стабилизация атмосферы религиозной толерантности.
Действительно, в узбекском обществе, которое 28 лет назад избрало путь независимого развития, сегодня укрепляется значение национальных и религиозных ценностей, растет потребность в развитии межнационального равенства и диалоге толерантности, согласия. Наряду с условиями, создаваемыми правительством, особую актуальность представляет работа по всеобъемлещему и сбалансированному усвоению широким кругом населения, особенно молодежью, религиозных и светских наук, усилению навыков анализа процессов трансформации субкультур в национальную культуру.
В стране на сегодняшний день действует 2270 религиозных организаций, из которых 2091 – исламские, 179 – неисламские религиозные организации, 12 религиозных учебных заведений, 15 религиозных представительств и 2064 мечети. [1] (01.09.2019)
С правовой точки зрения, в республике реализуется конституционное право граждан на свободу вероисповедания. Это нашло свое отражено в конституции и законе следующим образом.
В статье 18 Конституции говорится, что: “Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения” [2]. Это мы можем увидеть в норме статьи 46 Конституции “Женщины и мужчины имеют равные права”[2], частях второй и третьей статьи 2 Закона
«О гражданстве Республики Узбекистан», нормах статьи 9 Кодекса Республики Узбекистан «Об административном судопроизводстве», статьи 8 «Гражданского процессуального кодекса», статей 2 и 3 «Семейного кодекса», части первой статьи 17 «Гражданского кодекса»[3], статьи 6 «Трудового кодекса», статьи 5 «Уголовного кодекса», статьи 3 «Кодекса об административной ответственности».
7 глава Конституции посвящена личным правам и свободам, в статье 31 признается гарантированность свободы совести для всех, право каждого исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, недопустимость принудительного насаждения религиозных взглядов.
Положения этой статьи Конституции были содержательно дополнены и развиты в новой редакции Закона Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 мая 1998 года.
В статье 3 Закона определяется, что: «Свобода совести — это гарантированное конституционное право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой».
Не допускается какое-либо принуждение при определении гражданином своего отношения к религии, к исповеданию или неисповеданию религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, в получении религиозного образования.
Не допускается вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации, а также обучение их религии вопреки их воле, воле родителей или лиц, их заменяющих.
Осуществление свободы исповедовать религию или иные убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые необходимы для обеспечения национальной безопасности и общественного порядка, жизни, здоровья, морали, прав и свобод других граждан.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Республики Узбекистан и несут установленную законом ответственность за нарушение законодательства о свободе совести и религиозных организациях» [4].
Действительно, право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой является правом граждан, гарантированным законом, вместе с тем, предоставление равных возможностей религиозным организациям, зарегистрированным в установленном законом порядке способствовать примирению и уважению между гражданами, исповедующим различные религии либо не исповедующим какой-либо религии, является признанием жизни, свободы, чести, достоинства и других неотъемлемых прав человека в качестве высшей ценности, как это определено Конституцией.
Принцип равенства в законах Республики Узбекистан служит предупреждению ограничения прав немногочисленных религиозных организаций и верующих в стране, а также обеспечению мира и согласия путем предотвращения случаев предоставления приоритета и привилегий религии, исповедуемой коренными народами на протяжении веков.
Проблема недопустимости прозелитизма и миссионерства сегодня также является одной из самых актуальных задач. Поскольку вопрос веры является гарантированным личным правом каждого человека, принуждать его или навязывать ему какую-либо религию является не только нарушением закона, но и противоречит национальным ценностям и обычаям. Согласно статистическим данным, выявлено осуществление миссионерских действий на территории Навоийской, Самаркандской, Ташкентской областей и Республики Каракалпакстан. Такие действия приводят к противоречиям среди граждан, разногласиям и конфликтам между жертвой миссионерских действий и его близкими, членами семьи.
В законодательстве определены меры наказания за прозелитизм и миссионерский действия.
В статье 5 Закона “О свободе совести и религиозных организациях» указывается, что: “Религия в Республике Узбекистан отделена от государства. Установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии или вероисповедания по отношению к другим не допускается.
Государство способствует установлению взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими различные религии и не исповедующими их, между религиозными организациями различных вероисповеданий, не допускает религиозного и иного фанатизма и экстремизма, действий, направленных на противопоставление и обострение отношений, разжигание вражды между различными конфессиями.
Государство поддерживает мир и согласие между религиозными конфессиями. Запрещаются действия, направленные на обращение верующих одних конфессий в другие (прозелитизм), а также любая другая миссионерская деятельность. Лица, виновные в нарушении этого правила, несут ответственность, установленную законодательством” [4].
В статье 145 Уголовного Кодекса Республики Узбекистан определяется: Воспрепятствование законной деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов, —
наказывается штрафом до пятидесяти минимальных размеров заработной платы или лишением определенного права до пяти лет либо обязательными общественными работами до трехсот часов или исправительными работами до двух лет.
Вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации, а равно обучение их религии вопреки их воле, воле родителей или лиц, их заменяющих, — наказывается штрафом от пятидесяти до семидесяти пяти минимальных размеров заработной платы или обязательными общественными работами от трехсот до трехсот шестидесяти часов или исправительными работами от двух до трех лет либо ограничением свободы от одного года до трех лет или лишением свободы до трех лет” [5].
Кроме того, в Уголовном кодексе Республики Узбекистан за нарушение норм, связанных с религиозными свободами, гарантированными в Конституции и законах Республики Узбекистан, применяются следующие меры наказания:
В статье 2162 говорится, что нарушение законодательства о религиозных организациях, то есть, осуществление нелегальной религиозной деятельности, уклонение руководителей религиозных организаций от регистрации устава, организация и проведение служителями культа и членами религиозных организаций специальных детских и юношеских собраний, а также трудовых, литературных и иных кружков и групп, не имеющих отношения к отправлению культа, после применения административного взыскания за такие же деяния — наказывается штрафом от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или обязательными общественными работами до трехсот шестидесяти часов или ограничением свободы от одного года до трех лет либо лишением свободы до трех лет.
Обращение верующих одних конфессий в другие (прозелитизм) и другая миссионерская деятельность после применения административного взыскания за такие же действия — наказывается штрафом от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или обязательными общественными работами до трехсот шестидесяти часов или ограничением свободы от одного года до трех лет либо лишением свободы до трех лет [6].
Согласно статье 2441 “Изготовление или хранение с целью распространения материалов, содержащих идеи религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма, призывы к погромам или насильственному выселению граждан либо направленных на создание паники среди населения, а также изготовление, хранение с целью распространения либо демонстрации атрибутики или символики религиозно-экстремистских, террористических организаций, — наказывается штрафом от двухсот до четырехсот минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет либо ограничением свободы от одного года до трех лет или лишением свободы до трех лет».
Распространение в любой форме сведений и материалов, содержащих идеи религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма, призывы к погромам или насильственному выселению граждан либо направленных на создание паники среди населения, а равно использование религии в целях нарушения гражданского согласия, распространения клеветнических, дестабилизирующих обстановку измышлений и совершения иных деяний, направленных против установленных правил поведения в обществе и общественной безопасности, а также распространение либо демонстрация атрибутики или символики религиозно-экстремистских, террористических организаций, — наказывается штрафом от трехсот до четырехсот минимальных размеров заработной платы или ограничением свободы от трех до пяти лет либо лишением свободы от трех до пяти лет”[6].
Действия, предусмотренные частью первой или второй статьи 2441, совершенные: по предварительному сговору или группой лиц; с использованием служебного положения; с использованием финансовой или иной материальной помощи, полученной от религиозных организаций, а также от иностранных государств, организаций и граждан; с использованием средств массовой информации либо сетей телекоммуникаций, а также всемирной информационной сети Интернет, — наказываются лишением свободы от пяти до восьми лет [6].
В статье 2442 определяется: создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях — наказывается лишением свободы от пяти до пятнадцати лет, Те же действия: повлекшие тяжкие последствия; совершенные с вовлечением несовершеннолетнего, — наказываются лишением свободы от пятнадцати до двадцати лет [6].
Лицо освобождается от ответственности за преступление, если оно добровольно сообщило о существовании запрещенных организаций и способствовало раскрытию преступления.
В статье 2443 закреплено, что незаконное изготовление, хранение, ввоз на территорию Республики Узбекистан с целью распространения или распространение материалов религиозного содержания, совершенное после применения административного взыскания за такие же деяния, — наказывается штрафом от ста до двухсот минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет [6].
Следовательно, человек должен осуществлять свободу совести на основе собственного желания и совести.
Еще один нормативный акт нашего государства, нацеленный на обеспечение свободы совести, межнационального согласия и религиозной толерантности – это принятая Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах, пятое приоритетное направление которого посвящено обеспечению безопасности, межнациональному согласию и религиозной толерантности, осуществлению взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики. В нем нашли свое отражение нормы касательно:
защиты конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности Республики Узбекистан;
совершенствования системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации, своевременного и адекватного противодействия угрозам в информационной сфере;
укрепления гражданского, межнационального, межконфессионального мира и согласия;
укрепления обороноспособности государства, повышение боевой мощи и боеспособности Вооруженных Сил Республики Узбекистан…[7].
Отражение в законодательстве подобных норм свидетельствует о том, что в Узбекистане действительно законотворчество основывается на принципе толерантности, базирующемся на основе общепризнанных норм.
Государственное строительство в Республике Узбекистан основывается на принципах социальной сплоченности, политической стабильности, приоритета интересов многонационального народа, патриотизма и демократии.
Итак, государство и в дальнейшем, должно
во-первых, с учетом многовековых ценностей и традиций развивающегося узбекского общества на основе общепризнанных норм определять вопрос места и роли религиозных организаций и иных институтов гражданского общества в развитии институтов гражданского общества;
во-вторых, принять меры по дальнейшей активизации организации встреч и переговоров, позволяющих обмениваться конструктивными идеями для дальнейшего улучшения межрелигиозного и межконфессионального согласия и понимания;
в-третьих, широко использовать ценности священной исламской религии, которые на протяжении веков внесли огромный вклад в богатое культурное и духовное наследие нашего народа, письменных источников и потенциала религиозных деятелей в повышении культурного и религиозного уровня граждан;
в-четвертых, организовать задачи воспитания подрастающего молодого поколения в обстановке отсутствия влияния различных фундаменталистических, экстремистских идей и воззрений, прозелитизма и миссионерских движений.
References/Использованная литература:
- Информация Комитета по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан
- Конституция Республики Узбекистан.Lex.uz
- Гражданский кодекс Республики Узбекистан. Lex.uz
- Закон Республики Узбекистан “О свободе совести и религиозных организациях”.Lex.uz
- Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности Lex.uz
- Уголовный кодекс Республики Узбекистан.Lex.uz
- Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах, приложение к Указу Президента Республики Узбекистан №УП-4947. Lex.uz
Оставить комментарий