ИМАМ ДАРИМИ
ИМАМ ДАРИМИ
Полное имя учёного — Абдулла ибн Абдуррахман ибн Фазл ибн Бахрам ибн Абдусомад Абу Мухаммад Тамими Самарканди Дарими, и он известен под титулами Хафиза и Шайхулислама. Источники сообщают, что его назвали Абдуллой, потому что он родился в год смерти имама Абдуллы бин Мубарака Марвази. Имам Захаби и Имам Суюти упоминали учёного в девятой категории мухаддисов в своих трудах.
Нисба ученого «Дарими» происходит от имени его деда, одного из писцов самого Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), знаменитого мавлоно племени Бану Тамим – Дарима ибн Малика ибн Ханзала ибн Зайда Манота ибн Тамима. В то же время есть те, кто относит нисбу мухаддиса к селу Дорам в Самарканде и называет его «Дорами».
Дед учёного по происхождению был арабом, он приехал в область Мовароуннахр в результате завоевания и поселился здесь. Имам Дарими с юности отличался от прочих острым умом и сильной памятью. Сведения о семье ученого в источниках крайне малочисленны. Но судя по повествованиям хадисов его дяди Абу Усамы Ахмада ибн Муавии и племянника Абу Ахмада Фазала ибн Мухаммада Дарими, можно сказать, что он вырос в семье ученой интеллигенции.
Имам Дарими получил начальное образование в Самарканде. Кроме того, за свою жизнь он обучался у ученых из разных городов Египта, Ирака, Шама, Хиджаза и Хорасана. Он совершил хадж в возрасте около сорока лет. Вернувшись в Самарканд из хаджа, он некоторое время работал на должности шайх-уль-ислама.
Дарими обучали многие выдающиеся учёные своего времени. Среди них можно упомянуть таких известных ученых, как Йазид ибн Харун Зади, Мухаммад ибн Башшар Бундар, Мухаммад ибн Юсуф Фарьяби, Исмаил ибн Абон Варрак Азди, Абдулла ибн Салих Джухани, Ахмад ибн Абдуллах Тамими, Яхья ибн Маин Гатафани, Мухаммад ибн Ахмад ибн Абу Халаф, Абдуллах ибн Саид Кинди, Абд ибн Хумайд Кеши.
Мухаддис Абд ибн Хумайд сказал: «Абдулла (Дарими) – наш учитель. В мире нет никого подобного ему». Имам Абу Хатим сказал: «Имам своего времени».
Ученый Ибн Хайян сказал: «Он был одним из благочестивых хафизов. Он запоминал хадисы, собирал их, изучал юриспруденцию, писал книги, передавал хадисы. Он распространил обрезание в своей стране».
Хатиб Багдади: «Хафиз – одна из ведущих фигур мира, его отличает надежность, аскетизм и набожность. Он был судьей в Самарканде».
Ученый Мухаммад ибн Ибрагим ибн Мансур Ширази сказал о муфассире Имаме Дарими: «Имам Дарими был совершенным муфассиром. Он обладал зрелым умом, превосходным пониманием, благодатью и религией. Его способность к запоминанию, мягкость, спокойствие и трудолюбие —непревзойденные», - описывает он.
Во времена, когда жил Имам Дарими, наука хадисов быстро развивалась на территории нынешней Средней Азии. Но количество его работ не так велико, как у других учёных, поскольку учёный был очень ориентирован на преподавание.
Роль знаменитого труда «Ас-Сунан» в признании учености имама Дарими беспредельна. Некоторые называют это произведение «Аль-Муснад». Поскольку Ибн Маджа включил в свою книгу хадис, переданный от людей, которые были ложно обвинены, некоторые ученые подчеркивали, что необходимо включить в число «шести сахихов» сунан Дарими, а не сунан Ибн Маджи. Потому что в «Сунане» Дарими, хотя и есть хадисы мурсал и макуф, но очень мало слабых передатчиков и отрицательных хадисов.
Большинство хадисов в книге Имама Дарими «Сунан» связаны с вопросами фикха. Отсутствие двусмысленных слов – один из факторов, прославивших это произведение. Среди ученых существуют некоторые разногласия по поводу названия произведения. Великие ученые, такие как Имам Захаби, Ибн Салах, Мулла Али Кари, называли его «Муснад», а такие ученые, как Алауддин Маглатой, называли его «Сахих». Однако, по мнению Имама Ибн Хаджара и Имама Суюти, эта книга известна в народе как «Сунан».
Работа в основном содержит хадисы по вопросам фикха, которые разделены по темам. В произведениях серии «Муснад» хадисы собраны не по темам, а по сподвижникам передатчика. В то же время можно сказать, что в работе собраны сахих хадисы с точки зрения достоверности хадисов.
Труд Имама Дорими «Сунан» содержит 3465 хадисов.
Помимо науки хадисов, Имам Дорими считается одним из крупнейших учёных в таких науках, как тафсир и фикх. Ученый также написал юридический труд под названием «Китаб саум аль-мустахазот валь мутахайирот» («Книга о посте для женщин, соблюдающих истехозу и не менструирующих»). Также в источниках упоминаются такие труды учёного, как «Китаб ат-тафсир», «Ал-Джаме», «Ас-Сулосият фи-л-хадис», «Китаб ас-сунна фи-л-хадис».
Существуют разные мнения о дате смерти имама Дарими и месте его захоронения. Однако, согласно наиболее достоверным источникам, в том числе Хатибу Багдади, Абу Хафсу Насафи и Шамсуддину Захаби, дата смерти Имама Дарими соответствует 18 ноября 869 года нашей эры. В книгах некоторых турецких и арабских исследователей местом захоронения улема указан город Мерв в Хорасане. Однако Шамсуддин Захаби в своей книге «Тарих аль-Ислам» сообщает, что брат учёного Ибрагим ибн Абдуррахман Дарими (ум. 880) умер в Самарканде и был похоронен рядом со своим братом. Также сообщается, что Наджмуддин Умар Насафи Имам Дарими был похоронен на кладбище Чокардиза, а джаназа по нему прочел эмир Самарканда Ахмад ибн Яхья ибн Асад, и в «Самарии» упоминается, что могила имама Дарими находится в селе Испани (ныне Испанди) Шавдарского района, примерно в 11 километрах от города Самарканда.
Тот факт, что эмир Самарканда лично читал джаназа по мухаддису, а также сведения о месте захоронения его брата свидетельствуют о том, что могила ученого находится недалеко от Самарканда. В 2000 году в селе Испанди Тойлакского района Самаркандской области были отремонтированы и благоустроены мавзолей Имама Дарими и одноименная соборная мечеть.
Оставить комментарий