21

Внимание: ваш ребенок завис... в интернете!

На состоявшемся 5 февраля видеоселекторном совещании под председательством Президента, посвященном обсуждению приоритетных задач в социальных сферах, глава нашего государства особо затронул вопросы воспитания и духовности в школах. Так, за 2023 год несовершеннолетними совершено 3,5 тысячи преступлений, из них около 2,3 тысячи приходится на школьников. В числе актуальных задач подчеркивалась важность разработки рекомендаций родителям по защите детей от вредного воздействия социальных сетей и использованию полезного контента.

Акцентирование внимания на соцсетях и других веб-ресурсах неслучайно. Как показывает жизнь, а также исследования мировых экспертов, Всемирная паутина не всегда хорошо влияет на интеллектуальное, нравственно-духовное и эмоциональное развитие детей и подростков.

Так, согласно исследованиям специалистов факультета психологии МГУ, каждый пятый школьник проводит в интернете более пяти часов в день, а каждый десятый подросток, принявший участие в опросе, утверждает, что «живет» в сети. Более 90 процентов школьников пребывают в интернете без присмотра родителей, учителей или других взрослых.

Исследователи Лаборатории Касперского выяснили, что 93 процента детей младшего школьного возраста владеют смартфоном, а подростки используют его на постоянной основе. Почти 80 процентов детей, принявших участие в опросе, заявили, что не могут обойтись без этого гаджета. По оценкам экспертов, каждый третий ребенок в России сталкивается с жестокими видео. Часто это происходит, когда дети в возрасте семи-десяти лет начинают активно осваивать интернет. Как правило, такое столкновение происходит случайно.

Или другой пример. По статистике, в Индонезии 20 процентов детей, то есть каждый пятый, подвергаются тревож­ным сообщениям или даже прямым угрозам со стороны незнакомых людей в Сети.

Вот почему специалисты все чаще и настойчивее говорят о важности того, что время, проведенное представителями подрастающего поколения в интернете, должно определяться и строго контролироваться родителями. По рекомендациям экспертов, для младшего школьного возраста это не более часа в день, для старшего школьного возраста - не свыше трех часов.

Между тем, как показало исследование американской независимой организации Common Sense Media, за два года после пандемии COVID-19 частота использования информационных устройств детьми 8-12 лет и подростками 13-18 лет возросла по сравнению с предыдущим четырехлетним периодом. Дети в возрасте от 8 до 12 лет проводят в интернете в среднем 5,5 часа в день, подростки - более восьми.

Среди подростков 79 процентов говорят, что используют социальные сети и смотрят онлайн-видео хотя бы раз в неделю, а 32 процента из них заявили, что не хотели бы жить без YouTube. В другом опросе 71 процент родителей детей до 12 лет признались в обеспокоенности тем, что их чада проводят слишком много времени с гаджетами.

Интернет занимает сегодня одну из значимых позиций в процессе развития общества и государства в масштабах всего мира. Стал наиболее массовым, чуть ли не главным источником информации и средством общения в режиме реального времени, незаменимым помощником в науке, образовании, медицине, культуре и других сферах.

Если же подойти к вопросу с точки зрения ребенка, то интернет для него значим тем, что в нем много интересных фильмов, роликов, развлекательных игр. Можно послушать модные хиты или узнать что-то новое, общаться с родными или друзьями и не только.

Вспомните игры-шутеры (стрелялки), в которые играют дети по три-четыре часа каждый день! И столько же времени их тело пребывает в неподвижном состоянии, а ум и сознание взбудоражены до предела. Напряжены не только глаза и руки, но и нервы, мозг.

Наконец гейм завершается, и судорожно сжатые пальцы юного игрока нехотя отпускают пульт компьютера. Однако ощущение победы и чувство эйфории длятся недолго. После колоссального напряжения во время игры ребенок чувствует себя опустошенным.

И после ежедневной многочасовой игры это состояние постепенно овладевает ребенком: отравляет сознание, душу, меняет поведение, устремления. Все его мысли, действия подчинены только двум критериям: ты или победитель, или побежденный. И начинает казаться, что любой конфликт можно решить только силой.

Что же делать родителям, чтобы не довести свое чадо до такого состояния? Как уберечь?

О защите детей от виртуального мира насилия следует позаботиться в первые годы жизни ребенка. Но, увы, едва малыш начнет познавать окружающий мир, родители оставляют его на­­едине с телевизором или смартфоном, подобрав для просмотра подходящий контент - мультики или забавные видеоролики. Таким образом взрослые стараются выкроить хоть немного времени, чтобы заняться собственными делами или отдохнуть от рутины повседневных забот.

Однако, как показывает практика, именно в таких семьях быстрыми темпами формируется онлайн-среда, где общение и отношения детей с родителями становятся виртуальными. Процесс ускоряет телефон, который дарится ребенку с благими намерениями: чтобы быть в курсе, где он находится, чем занят, и тому подобное. Но настает день, когда сын или дочь решают пойти дальше, в неосвоенные ими просторы интернета, совершенно не подозревая, какая опасность может там подстерегать... Поэтому так важно обучить детей правилам безопасного использования мобильного телефона еще до его приобретения. Нелишним будет позаботиться и о том, чтобы ограничить в нем доступ к определенным ресурсам Глобальной сети.

Прежде всего надо установить на домашний компьютер антивирусное программное обеспечение и специальные фильтры. Использовать для этого только лицензионные программы из проверенных источников.

До того как разрешить ребенку доступ в интернет, предупредите понятными для него словами о существовании интернет-мошенников, вредоносных вирусов, программ, приложений или сайтов, таящихся опасностях. Объясните, как защищать себя в интернете, чем нежелательны виртуальные игры или онлайн-общение с малознакомыми людьми, почему важно не открывать сообщения, отправленные с подозрительных или незнакомых адресов. Попросите немедленно обращаться к вам в таких случаях. Научите не писать и не читать грубые слова в интернете, не просматривать страшные или непристойные кадры.

Проверяйте список его друзей в сети, поступающие сообщения. При необходимости скопируйте информацию, которая может понадобиться, чтобы защитить ребенка. Если не знаете, как вести с ним беседу на эту тему, или чувствуете, что он что-то от вас скрывает, обратитесь к специалистам школы или правоохранительных органов.

Постоянно интересуйтесь успехами, поведением своего чада - в школе, во дворе, в кругу знакомых и друзей. Если заметили, что ребенок стал раздражительным или подавленным, избегает общения с другими, чаще заходит в интернет, оставаясь в нем подолгу, следует подойти к этому вопросу более серьезно, посоветоваться с педагогом или психологом.

Поинтересуйтесь, что беспокоит ребенка: почему не хочет разговаривать, делать уроки, погулять или поиграть во дворе? Не болит ли у него голова? Не нарушен ли сон, есть ли аппетит? Всегда говорите спокойным тоном, без упреков и оскорблений, по-дружески, доверяйте ему. Не стоит запрещать играть в компьютерные игры, но рассказать о рисках, которые они несут, никогда не поздно. Напоминайте также, что игра за компьютером более 30 минут в день навредит здоровью. Например, может испортиться зрение, ухудшиться память.

Следите за тем, чтобы ребенок соблюдал определенные вами правила. Устанавливайте требования исходя из его возраста. Обеспечьте безопасность ребенка в цифровом мире. Не забывайте, что вы несете ответственность за его воспитание.

Найдите в интернете игры на логическое мышление для детей и играйте вместе. Смот­рите фильмы, отражающие семейные ценности. Ведите с детьми постоянный, честный и открытый диалог на темы, соответствующие их возрасту и мировоззрению. Помните, что чрезмерное использование интернета создает немало проб­лем. Перечислим их.

Мешает сну. Дети и подростки, у которых в спальне есть телевизор, компьютер или мобильное устройство, засыпают поздно. Тревожный контент на их экранах задерживает или нарушает их сон, негативно влияя на психику, память, развитие в целом.

Риск ожирения. Более полутора часов в день за гаджетом - фактор риска ожирения у детей в возрасте от четырех до девяти лет.

Отставание в обучении. В результате меньшего общения с родителями и членами семьи дети становятся зависимыми от интернета и имеют задержки в развитии внимания, мышления, речи и социальных навыков.

Негативное влияние на учебу. Дети предпочитают играть в развлекательные видеоролики и игры в интернете, вместо того чтобы делать домашние задания. Иногда стараются совместить эти занятия, что также негативно влияет на учебу и интеллектуальное развитие. Снижается уровень знаний, теряется интерес к учебе.

Поведенческие проблемы. Насильственный контент в интернете может вызвать поведенческие проблемы у детей, которые пугаются и сбиваются с толку от того, что видят. Нередко они пытаются подражать игровым персонажам, не желают следовать общепринятым нормам этикета.

Рискованное поведение. Подростки часто подражают персонажам соцсетей или компьютерных игр, демонстрирующим рискованное поведение, такое как употребление запрещенных веществ, насильственные действия, безответственное отношение к своему здоровью или будущему.

Каждый мечтает о том, чтобы его ребенок был умным, смелым и добрым, вырос самостоятельной и гармонично развитой личностью. Но это не происходит само собой. Крайне важно помочь ему в этом, направлять по верной дороге, оберегать от опасностей. Как показывает педагогическая практика, лучше всего дети учатся правильному поведению, осваивают знания и развиваются, следуя наглядному примеру других. А родители - их самые первые образцы для подражания. Если отец не будет мыть руки перед едой, то сколько ни учи ребенка этому навыку, тот будет следовать практическим действиям отца, а не его словам. Это происходит оттого, что в сознании ребенка возникает противоречие между тем, что он слышит, и тем, что видит. Это вызывает у него непонимание и сопротивление.

Поэтому, прежде чем устанавливать для детей временные ограничения по пребыванию в интернете, позаботьтесь о том, чтобы иногда отключать свой телефон, компьютер или телевизор, заняться домашними делами, общаться с родными, посещать вместе достопримечательности, играть в подвижные или интеллектуальные игры, мастерить поделки.

Если мы упустим время в воспитании подрастающего поколения, это сделают другие, далекие от духовности и просвещения люди. Так давайте общаться чаще с детьми, на своем примере учить их доброте, справедливости, любви к Родине, честному труду, воспитывать правильно, укрепляя иммунитет ко всему чуждому, несущему зло и насилие.

Мунира Кахарова,

Начальник отдела по делам молодежи, духовности и просвещения Международной
исламской академии Узбекистана

Источник: газеты “Правда Востока” 9 марта 2024 года №50

Оставить комментарий