СТАРШЕКЛАССНИКИ УЗБЕКИСТАНА ПОЛУЧАЮТ ПЕРВИЧНЫЕ ПОЗНАНИЯ ОБ ИСТОРИИ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

СТАРШЕКЛАССНИКИ УЗБЕКИСТАНА ПОЛУЧАЮТ ПЕРВИЧНЫЕ ПОЗНАНИЯ ОБ ИСТОРИИ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

В сегодняшний век информационных технологий через интернет вместе с положительной информацией можно получить и отрицательно влияющую на мысли и поведение человека. Всем нам, особенно молодежи, необходимо остерегаться радикальных и чуждых идей, экстремистских течений.

Уберечься от этого, узнать больше положительной информации помогают специальные предметы, которые преподают опытные педагоги в школах и вузах нашей страны.

Как отмечает Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев, наиболее эффективным инструментом противодействия экстремизму является просвещение. В своем выступлении на 72-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в 2017 году он обратил внимание международного сообщества на то, что завтрашний день, благополучие нашей планеты зависят от того, какими людьми вырастут наши дети, что нужно обеспечить условия для самореализации молодежи, создать заслон на пути распространения «вируса» идеологии насилия. Ведь сегодня совершенный где-нибудь террористический акт обязательно затрагивает и другие страны.

По данным УзА, начиная с первых лет независимости Узбекистана учащиеся получают основы знаний о религии практически с первого класса, изучая предметы “Азбука этики”, “Чувство Родины”, “Идея национальной независимости и основы духовности”. Детям рассказывают об основных понятиях, возникновении, распространении и роли религии в государстве и обществе, а также о нравственных принципах, религиозной и национальной толерантности и многонациональном Узбекистане.

Более углубленно тему религии начинают учить уже в старших классах. Для школьников 10 классов это – «Основы духовности», а для 11-классников – «История религий мира».

Учебно-воспитательный процесс не базируется на религиозном обучении, так как согласно Закону “Об образовании” основными принципами государственной политики Узбекистана в этой области являются гуманистический, демократический характер обучения и воспитания, светский характер системы образования.

В 9-11 классах рассказывают о взаимосвязи религии с обществом и просвещением, отношении к ней в независимом Узбекистане, угрозах спокойствию и процветанию, интернете, религиозной толерантности и религиозном образовании в Узбекистане. Учащиеся получают первичные познания об истории мировых религий, учениях, их сущности и продвигаемых в них созидательных идеях.

В 9 классе хоть предмет и оценивается в полугодиях, но преподают его как факультативное занятие, без книг.

– На мой взгляд, один час в неделю хоть в 9, хоть в 10 или 11 классах для обучения хватает, потому что у нас светское государство и много внимания уделять религиозной тематике не нужно, – говорит педагог с многолетним стажем Гульчехра Насреддинова, преподающая в одной из школ Ташкента не только религию, но и разные виды историй. – Даже в начале средних веков в медресе наряду с религиозными знаниями обучали и светским наукам. Но светское не считается атеистическим. В исламе, который исповедуют почти 90 процентов населения Узбекистана, не определены границы мирской, светской жизни и религии. Исламская религия не считает светскость чуждым понятием. В священных источниках подчеркивается, что человек должен стараться что-то делать и для этого мира. За три года мы успеваем охватить такие темы, как «Современные тенденции в религиоведении», «Течения и секты в исламской религии в XX–XXI веках», «Отношения между государством и религией», «Место Узбекистана в борьбе против терроризма и экстремизма», «Религия и культура», «Религиозные традиции и обряды» и другие. Рассматриваем мудрые мысли великих ученых и государственных деятелей, интересные факты, выполняем творческие задания. Религия служит формированию высоких человеческих качеств, нравственному воспитанию, проповедует добро и несет в себе идею мира.

В вузах же бережно относиться к национальным ценностям, не вступать по незнанию на путь преступности и экстремизма учат во время учебных часов по дисциплине «Религиоведение». Обучение также началось в первые годы независимости, но тогда дисциплина называлась “Основы духовности”.

– С 2017-2018 учебного года тему религии в вузах решено выделить в отдельный предмет, назвав его «Религиоведение», – говорит старший преподаватель кафедры «Философские и социально-политические дисциплины» Ташкентского архитектурно-строительного института Сайера Атаджанова. – Разработана специальная программа, увеличилось количество учебных часов. Начиная с прошлого года особый акцент при изучении предмета делается на сохранение молодежи от чуждых ей идей. Мы пытаемся донести до студентов, что именно правильная интерпретация религии служила и будет служить сохранению мира, формированию толерантной среды, развитию науки. Использование религии в корыстных целях всегда служит возникновению конфликтов. Сегодня глобальной проблемой стал международный терроризм, противодействие которому требует коллективных усилий большинства государств и народов на нашей планете, всего мирового сообщества.

Вся крепкая законодательная основа в области обеспечения религиозных прав и свобод граждан заложена с обретением независимости. К примеру, в статье 61 Конституции подчеркнуто, что “Религиозные организации и объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений”. Принцип толерантности отражен в Законе «О свободе совести и религиозных организациях». В нем нашли свое отражение духовные ценности народа Узбекистана – благочестие, доброта, взаимопомощь и любовь к ближнему. В нашей стране принимаются все меры по правильному воспитанию, обучению, привлечению к занятиям спортом, одним словом, по направлению молодого поколения на правильный путь.

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана


Печать   E-mail